Ошибки, допущенные участниками апробации ККЗ ГИА по основным образовательным программам среднего общего образования в 2020 году

По материалам сайта  https://resobrnadzor.ru/

по русскому языку

 

Экзаменационная работа по русскому языку – изложение с творческим заданием.

В результате проверки было выявлено, что большинство учащихся не умеют логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения; подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание; осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием.

Вследствие этого в работах учащихся можно видеть большое количество логических ошибок, связанных с доказательной частью сочинений, где нужно продемонстрировать умение выстраивать умозаключения, не нарушая причинно-следственные связи, а также подбирать убедительные аргументы, соответствующие тезису.

Таким образом, к типичным ошибкам, допущенным учащимися при написании изложения, следует отнести:

  • неумение отбирать средства языка для выражения мысли, избегать повторов, однотипных синтаксических конструкций;
  • ошибки в использовании языковых средств логической связи;
  • нарушения абзацного членения текста;
  • однообразие грамматического строя речи;
  • неуместная парцелляция, неоправданные повторы.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

  • правописание безударных гласные в корне;
  • употребление мягкого знака в глаголах неопределённой формы;
  • правописание НЕ с различными частями речи;
  • Н и НН в словах различных частей речи.

Замечания и предложения

Ученики не научились выделять вводные слова и обособленные члены предложения, употреблять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях, особенно если придаточное предложение находится внутри главного, путают предложение с однородными членами и сложносочинённое предложение. Одной из самых распространённых грамматических ошибок является построение предложения с деепричастным оборотом. Также большие затруднения учащихся вызывает согласование подлежащего и сказуемого, соблюдение норм управления (употребление предлогов).

Речевые ошибки чаще всего вызваны употреблением слова в несвойственном ему значении и нарушением лексической сочетаемости.

Жизненно востребованными в современном мире являются умения, связанные с информационной обработкой текста. Формированию комплекса этих умений на основе работы с текстом необходимо уделять серьёзное внимание. Обучение свёртыванию и развёртыванию информации небольшого объёма (конспектированию, реферированию, составлению планов и отзывов, подготовке докладов и пр.) должно стать постоянным видом работы в основной школе. Учителям, преподающим в 11-х классах, рекомендовано уделять больше внимания работе с текстом, умению вычленять главное; научить обучающихся подбирать аргументы к высказыванию, опираясь на читательский опыт, т.е. приводить литературные примеры, подходящие к теме сочинения (в данном случае – творческого задания). Обратить внимание на передачу текста от 3-го лица, не допуская в первом предложении изложения писать «автор», не называя фамилии, или, не говоря о писателе, указывать только его имя (исключить фамильярность).

Проблема повышения уровня орфографической грамотности на современном этапе не может быть решена в отрыве от освоения таких разделов русского языка, как морфемика, словообразование и лексика. Проводя комплексную работу в этом направлении, учителю необходимо использовать коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению, позволяющие сделать процесс активным и осознанным.

С использованием этих же подходов следует решать проблему повышения уровня пунктуационной грамотности. При обучении синтаксису и пунктуации следует уделять большее внимание формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в тексте и применять полученные знания в продуктивной речевой деятельности.  Необходимо добиваться осознанного подхода учащихся к употреблению знаков препинания, формируя представления об их функциях в письменной речи. При обучении синтаксису следует уделять большее внимание формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в живой речи, прежде всего в тексте, и применять полученные знания на практике.


 по математике 
                                                   

 

Выборка участников апробации ККЗ ГИА-2020 по математике была однородной, репрезентативной. Среди учащихся, которые приняли участие в апробации ККЗ ГИА по математике, 50% изучают учебный предмет «математика» на базовом уровне и 50% – на профильном. Все участники апробации были мотивированы, так как выбрали математику в качестве экзамена государственной итоговой аттестации в 2020 году.

Краткая характеристика ККЗ ГИА-2020 по математике

Государственная итоговая аттестация по математике проводится с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой контрольные комплексы заданий стандартизированной формы. Задания предназначены для проведения государственной итоговой аттестации по интегрированному курсу математики, алгебры, алгебры и начал математического анализа и геометрии за курс основного и среднего общего образования. Тексты заданий соответствуют формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенных в перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Часть І содержит двенадцать заданий (№ 1–12) начального уровня, при решении которых записывается только ответ (каждое задание оценивается одним баллом). Часть ІІ содержит: четыре задания (№ 13–16) среднего уровня, при выполнении которых записывается краткое решение и ответ (каждое задание оценивается двумя баллами); два задания (№ 17–18) достаточного уровня, при выполнении которых записывается решение и ответ (каждое задание оценивается тремя баллами); два задания (№ 19–20) высокого уровня, при выполнении которых записывается решение с полным письменным обоснованием необходимых действий (каждое задание оценивается четырьмя баллами).

Выполнение заданий первой части ККЗ свидетельствует о наличии общематематических умений, необходимых человеку в современном обществе и предназначены для определения математической компетентности выпускников образовательных  организаций, реализующих программы среднего общего образования. Задания этой части проверяют базовые вычислительные и логические умения и навыки, умение анализировать информацию, представленную на графиках и в таблицах, использовать простейшие вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях. Задания второй части позволяют более точно дифференцировать абитуриентов образовательных организаций высшего профессионального образования. Они направлены на проверку знаний, необходимых обучающимся для продолжения обучения в образовательных организациях высшего профессионального образования, в которых математика является профилирующим предметом и результаты ГИА по математике учитываются при подсчете конкурсного балла.

По итогам проверки учителями-предметниками отмечены типичные ошибки, допущенные участниками апробации:

По темам:

  • преобразование иррациональных выражений (использование формул сокращённого умножения);
  • квадратное уравнение, свойства логарифмической функции;
  • физический смысл производной;
  • соотношения в прямоугольном треугольнике;
  • понятие обратной функции;
  • построение сечения цилиндра;
  • промежутки монотонности функции;
  • построение пирамиды, проведение высоты.

По заданиям:

  1. Ошибки вычислительного характера, отсутствие навыков преобразования выражений с корнями (задание № 13);
  2. Ошибки при решении логарифмического уравнения (задание № 14): не найдено ОДЗ и не выполнена проверка, ошибки при нахождении корней квадратного уравнения, нарушение алгоритма решения логарифмического уравнения методом замены, введение лишних ограничений при вводе новой переменной;
  3. Ошибки при нахождении скорости и ускорения (задание № 15): незнание физического смысла производной, единиц измерения скорости и ускорения, вычислительные ошибки.
  4. Незнание формулы площади трапеции, единиц измерения площади, вычислительные ошибки (задание № 16)
  5. Допущены ошибки в реализации алгоритма нахождения обратной функции, а также при нахождении области значений и области определения обратной функции (задание № 17)
  6. Изображение цилиндра не соответствует требованиям (задание № 18).
  7. Ошибки при решении дробно-рационального уравнения при нахождении стационарных точек (задание № 19), алгоритм исследования функции с целью построения графика не реализован, в построенном графике не учтена область определения.
  8. Незнание свойства центра окружности, описанной около прямоугольного треугольника (задание № 20), изображение пирамиды не соответствует условию.

По оформлению заданий:

Отмечено, что при обозначении области определения функции обучающиеся часто пишут D(x) , однако общепринятое обозначение D(y) или D(f). При указании промежутков монотонности используют знак  «U», что противоречит определению убывания (возрастания) функции. При определении четности функции ряд учащихся делает математически неграмотную запись . Во многих работах встретилась такая фраза «цилиндр (ОО1)». Эти ошибки в использовании математических символов и обозначений в проверенных работах носят массовый характер.

При подготовке к государственной итоговой аттестации по математике учителям и обучающимся следует обратить внимание:

  1. В заданиях по алгебре и началам анализа много ошибок допускается при исследовании функции; нахождении скорости и ускорения движущейся точки; нахождении обратной функции, ее области определения и области значений; при применении метода интервалов; решении квадратных, тригонометрических и логарифмических уравнений; записи числовых промежутков; обозначении функции (вместо функции записывают выражение); преобразовании иррациональных выражений; вычислении интеграла; нахождении вероятности случайного события.
  2. В заданиях по геометрии затруднение вызвало: выполнение рисунка к задаче, описание угла наклона бокового ребра пирамиды к плоскости основания, обоснование положения основания высоты пирамиды, знание формул площадей, определение расстояние от оси цилиндра до параллельной плоскости.
Категория: ГИА | Добавил: orlovoivanovka (23.04.2020)
Просмотров: 153 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar